Сегодня состоялся у меня разговор с давнишним знакомым, искусствоведом по образованию, на тему красоты и трансляции ее современными средствами. У нас получилось, что красота:
- 1- понятие субъективное, не окрашенное культурными коннотациями; ощущение, возникающее при первичном восприятии какого-либо объекта, едва уловимое, часто кратковременное, так как имеет место лишь до осознания и идентификации его как части стандартизированного той же культурой "прекрасного". У особо чувствительных личностей присутствует на уровне физического ощущения "приятности глаза". Свет от неоновых вывесок, падающий на лицо собеседника, бархат глубокого цвета на обивке кресла в музее, движение гибкого тела молодой девушки, проходящей мимо.
- 2 - абсолютно культурно принятое стандартное, прокомментированное критиками и зафиксированное ими же в учебниках должное прекрасное, точка, отмеченная на умозрительной шкале между прекрасным и безобразным в рамках данной культуры. Здесь играет роль не столько зрительное ощущение смотрящего, а смысл, вложенный художником в широком смысле слова, и выявленный исследователями произведений искусства, плюс техническое воплощение. Мона Лиза.
В современном мире - арт-реклама, если принять, что реклама сегодня может быть произведением искусства.
А еще есть красота безобразного, того, что бинарно оппозиционно прекрасному... стандартно безобразного, безобразного, потому что есть такая вещь как полицейская функция в культуре. Если бы, например, все считали смерть красивой, ее бы не боялись и убивать было бы проще...